«Мы в своем роде единственные»


b_251_156_16777215_00___images_pressa.jpgБолее 130 тысяч  водителей прошли обучение  в  "Витебском учебно-курсовом комбинате подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров" за 67 лет его существования. "Гляжу, как молодые девчонки и парнишки уверенно выполняют упражнения на расчищенном от снега автодроме, и думаю: возможно, кто-то из них станет  настоящим асом, кому-то уготована судьба профессионала высокого уровня, которым сможет гордиться любая организация. Когда-то такими вот юными приходили сюда за наукой сегодняшние ветераны труда, многие из которых удостоены звания «Почетный транспортник Республики Беларусь».  Между прочим, директор комбината Александр Гончаров тоже имеет такую награду. Всю свою сознательную жизнь он посвятил автотранспорту. Всего две записи о месте работы в его трудовой книжке: о службе  в АТП-4 г. Витебска в должности  начальника отдела эксплуатации и о переводе на нынешнюю, директорскую, сделанная 14 лет назад. Душой и сердцем болеет Александр Николаевич за вверенное ему дело, стремясь достойно продолжить историю старейшего в городе учреждения по подготовке водителей.

ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС

 В первую послевоенную осень решением Наркомата автотранспорта БССР в  Витебске открылась автошкола -  единственная в городе и крайне необходимая для  возрождающегося народного хозяйства. В 1962 году она  перешла в структуру   областного автотранспортного треста, а в 1995 реорганизована в учебно-производственный комбинат.  Он стал  самостоятельным  госучреждением Минтранса летом 2003 года, и вместе с тем, единственным из всех  однопрофильных учреждений, который проходит  аккредитацию в  Министерстве образования и имеет сертификат соответствия  качеству обучения. Юридическая независимость – это не только собственный счет в банке и гербовая печать, но и возросшая ответственность перед государством и клиентами за качественную подготовку водителей, за умение прибыльно вести хозяйственно -экономическую деятельность.

- Изменился наш статус, но задачи комбината по большому счету остаются прежними: обеспечивать потребность Минтранса, организаций и граждан в подготовке водителей всех категорий, включая специалистов по перевозке  опасных грузов, мастеров производственного обучения. У нас проходят переподготовку водители с одной категории на другую, а также  безработные от центра занятости для работы на производстве, по направлению этого центра готовим водителей для службы в Вооруженных силах страны, - рассказывает заместитель директора комбината  Вячеслав Лобков.

ТАКОЙ БАЗЕ  МОЖНО ТОЛЬКО ПОЗАВИДОВАТЬ

 В трехэтажном учебно-административном корпусе на улице Гагарина оборудованы кабинеты под  соответствующую категорию обучения. В них есть необходимое оборудование, мебель, технические средства обучения, тренажеры, кинотехника, наглядные пособия, стенды по основным маркам отечественных и зарубежных автомобилей. К услугам  преподавателей и слушателей – библиотека с учебниками, справочниками, методическими пособиями, периодикой, медкабинет (без медицинского допуска водителя и предрейсового технического осмотра за ворота не выйдет ни один автомобиль). А какие здесь шикарные компьютерные классы! Целая группа свободно размещается в каждом и штудирует с электронным помощником правила дорожного движения, досконально разбирая сложные дорожные ситуации с помощью новейших компьютерных программ.

- Мы постоянно держим руку на пульсе времени. Иначе потеряешь конкурентоспособность, - считает директор Александр Гончаров. -  Малейшие изменения в транспортном законодательстве тут же используем в работе. Буквально в январе в Министерстве подписана новая программа по международным перевозкам грузов, пассажиров и перевозке пассажиров автомобилями такси. Безусловно, она принимается к действию и нашим комбинатом.  Мы ведь готовим водителей всех категорий, ведем переподготовку тех, кто работает на международных перевозках, на автомобилях с газоболонными установками, а также водителей погрузчиков автомобильных и аккумуляторных. Причем, готовим  по новым, европейским, стандартам, а соответственно, меняются наглядные и методические пособия, электронные программы, которые закупаем как в Белорусском научно-исследовательском институте транспорта «Транстехника», так и у специализирующегося на них, известного  в  транспортных кругах  индивидуального предпринимателя.

Александр Николаевич проводит по классам. В одних идут занятия, в других сдаются зачеты, а группа учащихся  спешит во двор  -  к автобусу, который доставит их на автодром в поселок Улановичи, на окраине  города.  Только так, организованно, выезжают туда будущие водители, а там уже поджидают всевозможные автомобили и мастера производственного обучения, терпеливо и требовательно шлифующие со своими питомцами практические навыки вождения. Свыше двух гектаров земли занимает самый большой в городе автодром, имеющий все параметренные фигуры, необходимые для сертифицированных категорий – «В», «ВС», «С», «Д», «Е».

- Обратите внимание на новенькие грузовики, -  просит мой собеседник, показывая в сторону машин в центре автодрома. -  За последние три года приобрели  10  новых автомобилей, компьютерные классы. Только за прошлый год объем инвестиций, вложенных в обновление учебной базы, составил  78 миллионов рублей. Я с гордостью могу сказать: все, необходимое для качественного обучения водителей,  принадлежит комбинату. У нас своя, как видите, достаточно прочная, современная база. А вот новички на рынке учебных автотранспортных услуг как правило арендуют и помещения, и учебные автомобили, и автодромы. Случись поломка машины -  негде отремонтировать. В отличие от них у нашего комбината – просторный отапливаемый бокс, практически все необходимое для ремонта  автомобиля любой марки оборудование,  отличные гаражи.  Недавно сделали ремонт бокса: дополнительно утеплили ворота,  выложили плиткой ямы, поменяли светильники на энергосберегающие.  А рядышком, во дворе, построили новую эстакаду для автобусов и грузовых автомобилей. В прошлом году оборудовали уютную комнату для приема пищи для учащихся, отремонтировали  классы и кровлю в учебно-административном здании, заменили оконные рамы затратив на это 65 миллионов рублей собственных средств. В ближайших планах -  обновление фасада здания. Не забываем  и о благоустройстве автодрома. Вся его территория заасфальтирована, подъездные пути подсыпаны гравием: и свои автомобили добираются без проблем, и улановичские дачники не нарадуются попутно оказанной услуге.

Руководитель комбината обращает внимание на маленький, но весьма существенный нюанс:  здесь можно выучиться вождению автомобиля качественно и по самым низким в Витебске ценам. Указом Президента Республики Беларусь комбинат освобожден  от уплаты НДС  как учреждение образования, что в свою очередь облегчает бюджетные расходы его учащимся.  Более того, оплата принимается в рассрочку, и за дополнительные занятия с нуждающимися в этом слушателями денег не берут. Александру Николаевичу приятно отметить, что с первого раза  экзамен в ГАИ сдают 78,2 процента будущих водителей, прошедших курс обучения под его началом, что на 22 процента выше, чем в среднем по республике.

КАДРЫ РЕШАЮТ МНОГОЕ

- Думаю, не обеспечивали бы мы качественное обучение, не смогли бы работать прибыльно, - полагает  экономист  Наталья Казак. -  Благодаря увеличению количества обучаемых как непосредственно на комбинате, так и в его Полоцком и Новополоцком филиалах, рост выручки по прошлому году составил 108,9 процента к  уровню предыдущего (свыше полутора миллиардов рублей), рентабельность – 15,7 процента при задании 10.  И это при колоссальной конкуренции со стороны  растущих как грибы частных автошкол,  перехватывающих клиентов, мечтающих получить права категории «В».   Комбинатом получена прибыль от реализации услуг – 208 миллионов рублей, хотя экологический, земельный налоги, всевозможные целевые сборы приходится  платить довольно солидные.

Александр Гончаров уверенно добавляет к сказанному:

- Без  опытных кадров которые решают если не все, то многое, таких результатов было бы сложно добиться. С 1978 года трудится  у нас  Вячеслав Лобков,  больше 35 лет отдал автотранспорту преподаватель  Александр Турутин.  Высокопрофессионально трудятся мастера производственного обучения:  Почетный транспортник Республики Беларусь  Леонид Инц, Геннадий Селиванов, Вячеслав Панкевич. А Иван Русинович преподавал у нас  с 1964 года и только что, к сожалению,  вышел на пенсию.  Трудно представить себе безупречную работу нашего подвижного состава без  слесаря  Виктора Неведомского. Это витебский Кулибин с золотыми руками. И когда будущий автолюбитель или водитель задумывается куда подать документы на обучение, стоит остановить выбор на учебном заведении, гарантирующем качество и успех.

Автор: Светлана ЗАЛЕССКАЯ.